Чтобы помогать своему ребенку развиваться, надо научиться быть ему полезным, — убеждена Елена Лапп

6 минут
Чтобы помогать своему ребенку развиваться, надо научиться быть ему полезным, — убеждена Елена Лапп

В Волгограде вот уже несколько месяцев реализуется давно ожидаемый проект «Ясли-сад для особой мамы», который воплощается в жизнь с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Руководит удивительным проектом замечательный педагог, один из лучших дефектологов России, Елена Лапп.

- Елена Александровна, на ваш взгляд, как специалиста, что самое главное для мамы, воспитывающей ребенка с особыми потребностями?

- Чтобы помогать своему ребенку развиваться, надо научиться быть ему полезным. Наверное, если говорить кратко, это самый основной посыл. У каждой мамы есть огромные возможности для того, чтобы влиять на обучение своего ребенка, на успешное освоение новых задач. Для этого маме нужно знать и уметь очень многое, ведь важно не просто управлять образованием своего ребенка, но и влиять на его поведение, эмоциональное состояние.

- У вас огромный педагогический опыт. Как он помогает в реализации интересного проекта «Ясли – сад для особой мамы»? Вообще, с чего вы начинаете беседу со слушателями, студентами, мамами особенных детей?

- Вы знаете, я много лет работала в детском саду, школе и в вузе. И сегодня я уже точно понимаю, каким нужно быть педагогу, особенно педагогу-дефектологу, специалисту, работающему с детьми с ограниченными возможностями здоровья для того, чтобы получить необходимый образовательный результат.

Вопросы инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на разных уровнях преподавания (в детском саду, школе, колледже, вузе) – самые популярные в современном образовании. Среди моих партнеров по разным проектам – педагоги Москвы, Улан-Удэ, Орехово-Зуево, Коломны, Красноярска, Иванова, Томска, Перми, Новосибирска, а также Монголии, Казахстана, Узбекистана.

Очень часто я начинаю свою первую встречу рассказом притчи о слоненке. Да-да, простую детскую притчу. О том, как маленький слоненок, оставшись один, случайно вывалился из люльки. Оглядевшись, он сделал первый шаг, второй, десятый. А потом попал на поляну, полную цветов. Набрав букет, слоненок вернулся и снова уснул в люльке. Когда пришла мама и увидела слоненка с цветами, она улыбнулась…Но не цветы порадовали маму… Каких только мнений не слышала я о том, почему же улыбалась слониха! Но обязательно находятся слушатели, которым ясна позиция родительницы. Каким замечательным диагностическим инструментарием является для меня эта притча, она дает возможность наиболее точно выстроить общение с коллегами разного уровня профессионализма, с мамами особенных детей. Для обучающихся, для мам – это возможность задуматься. Моя задача – быть рядом, направить, поддержать, указать вектор развития, а главное, саморазвития.

лапп2.jpg

- В Волгограде вот уже несколько месяцев реализуется проект «Ясли-сад для особой мамы», что уже сделано?

- В течение двух месяцев в ходе подготовительной работы проходили встречи с мамами, где мамы получали советы, рекомендации как помочь своему ребенку, куда пойти на диагностику, с каким специалистом позаниматься. проводились встречи с педагогами (логопедами, дефектологами, олигофренопедагогами) по обучению их. Собирался материал для пособия «Что нужно знать маме особого ребенка: простые ответы на сложные вопросы». Сборник будет включать четыре раздела: «Ребенок раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью» (случаи и кейсы из практики и жизни); «Особая среда для особого ребенка» (приемы создания адекватной возможностям и потребностям ребенка предметной и смысловой среды дома); «Как общаться с ребенком?» (особенности невербального общения и коммуникации особого ребенка, приемы абилитации и развития); «Играем в жизнь с особым ребенком» (особенности познавательного развития детей раннего возраста с нарушением интеллектуального развития и тяжелыми нарушениями речи, приемы ознакомления с окружающим миром в быту).

- На ваш взгляд, насколько актуальная такая школа для мам особенных детей?

- Чрезвычайно актуальна. Важнейшим условием социализации ребенка является сознательное участие семьи в процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует педагогическое воздействие на ребенка. Первый опыт социализации ребенок получает в семье в раннем возрасте. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата семьи, от готовности родителей помочь своему ребенку.

В результате изучения проблем семьи детей с ОВЗ раннего возраста сложилось представление о необходимости оказания комплексной помощи не только самому ребенку и его семье, а адресно – матери, человеку, с которым ребенок раннего возраста проводит все время. Проведенный нами мониторинг показал, что мамы детей с ОВЗ не считают себя компетентными в вопросах ухода за своим атипичным ребенком (21,9 %), лечения (38,9 %) , воспитания (63,9 %), обучения (88,2 %), общения (77,4 %), развития (71,9 %). Мамы детей с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми нарушениями речи составляют в регионе значительное большинство среди мам детей с ОВЗ и инвалидностью (соответственно 62,5% и 87,5% по данным Роскомстата Волгоградской области)

К сожалению, в настоящее время, отсутствует научно обоснованная и экспериментально отработанная неинституциональная модель взаимодействия педагогов-дефектологов с мамой, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста. Это оказывает негативное влияние в дальнейшем на эффективность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ и его социализацию.

лапп1.jpg

- А почему школа именно для мам?                

- В нашей стране исторически сложилось, что воспитанием детей занимаются матери, а в большинстве случаев дети с ОВЗ воспитываются в неполных семьях только мамами. Поддержка материнства в нашей стране осуществляется экономически, на современном этапе в малом объеме оказывается консультативная и просветительская помощь мамам детей с ОВЗ раннего возраста. Мамы детей с ограниченными возможностями в достаточной мере не владеют педагогическими знаниями, проблемы матерей детей с ОВЗ раннего и дошкольного возраста зачастую связаны с недостатком информации о своих правах, о возможностях реабилитации (медицинской, педагогической, психологической), о методах ухода, воспитания и обучения. И в этом аспекте особое значение приобретает наш проект «Ясли-сад для особой мамы».

Кроме того, совместное с педагогами-дефектологами обсуждение проблем, успехов детей, поиск путей решения проблем позволит мамам актуализировать активную жизненную позицию, продемонстрировать готовность к сотрудничеству. Мамы детей с ОВЗ увидят познавательные и творческие резервы детей и обретут психологическое здоровье. Мамы особенных детей заслуживают того, чтобы общество им помогало. Мне неоднократно приходилось слышать в поселках, маленьких городах, где люди, соседи, сравнивали мам особенных детей со святыми. Не берусь судить, но во многих случаях, это объективное сравнение.

 

Справка: Елена Александровна Лапп, кандидат педагогических наук.

С отличием окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина, педагогический стаж работы – свыше 30 лет, в том числе, в специальных (коррекционных) учреждениях. Научной работе Елена Лапп отдала 15 лет своей жизни.

Она автор более 120 научных работ, лауреат Премии города – героя Волгограда в области образования. Ее труд отмечен Знаком министерства образования и науки РФ «За личный вклад в развитие дефектологии»

Руководитель проекта «Ясли – сад для особой мамы».



Фото: Е. Лапп (ФБ)

Читайте также