Как рассказали «Острову Свободы» в пресс-службе Росфинмониторинга, согласно закону № 115-ФЗ, при подозрительной операции банк вправе отказать в совершении операции, заключения договора вклада или расторжении договора банковского счета (вклада) с клиентом на основании программ и порядка, закрепленных в правилах внутреннего контроля, и в соответствии с принципами надлежащего изучения клиента.
В соответствии со статьей 8 ФЗ № 115-ФЗ Росфинмониторинг при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция или сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, или с иным уголовно наказуемым деянием, направляет соответствующие информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией или налоговые органы.
Решения об отказе в проведении операции принимаются в исключительных случаях и по распоряжению старшего руководства. При этом, клиент вправе узнать у банка причины отказа. Каждый клиент имеет право на реабилитацию и может даже обжаловать такое решение коммерческого банка в Межведомственной комиссии при ЦБ РФ. Однако комиссия отменяет решение банков в менее, чем 1% случаев, так что можно смело предполагать, что «хлопнули» вас не случайно.
На практике обычно это выглядит так: клиент снимает, переводит или снимает сразу после поступления на счет крупную сумму денег. Операцию блокируют, а банк запрашивает перечень документов в сжатые сроки. Даже после представления всех запрашиваемых документов клиента могут попросить закрыть счет. И вот здесь часто у клиентов недоумение. Но закон – есть закон. Если у банка на основании ФЗ №115 возникнут подозрения, к вам будут вопросы. И информация зачастую передается в Росфинмониторинг, который, в свою очередь, может обратиться в правоохранительные и налоговые органы.
Но не только физические лица поддаются проверке. Владельцы бизнеса также попадают в поле зрение Росфинмониторинга. Схема аналогичная. Чтобы у банков не было вопросов по ФЗ №115, необходимо соблюдать ряд правил, таких как, например, оперативно сообщать в банк и ФНС об изменении ОКВЭД, адрес юрлица, сведения о смене директоров и так далее; подробно указывать данные в назначении платежа; своевременно представлять банку запрашиваемые документы; не снимать наличные средства в больших объемах разом и свести оборот налички к минимуму и другое.
Помните, что есть закон, в соответствии с которым работают банки и вышеперечисленные действия, такие как снятие крупной суммы наличных разом, крупных переводов и т.д. могут вызвать подозрения, что может привести к закрытию счетов в банке.