Как стало известно «Острову Свободы», Волгоградская область оказалась в числе антилидеров по развитию сельского хозяйства. Так, с января по сентябрь 2021 года показатель упал на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отметим, что Волгоградская область является опорным регионом для сельхоза.
Фермер Андрей Прошаков считает, что виновата политика по выдавливанию с рынка мелкого сельхозпроизводителя, которая планомерно, на протяжении последних лет, лоббируется и проводится крупными землевладельцами, агроолигархами и, так называемыми, «титульными» фермерами. Это влияет не только на количество производимой продукции, но и на ее качество.
– Например, на первом же заседании Волгоградской областной Думы V созыва было принято решение приравнять оплату за аренду неудобей (это земля в оврагах, балках, которая не может быть использована ни для чего, кроме выпаса скота) к пахотным землям, то есть фактически к чернозёму. Надо объяснять, как сильно это ударило по мелким фермерам, занимающимся мясомолочным животноводством? Даже в Подмосковье выпаса дешевле, чем в Волгоградской области. Вы скажете: «Но простите, цены же подняли одинаково всем, а крупным хозяйствам и платить больше, так как у них больше выпасов». Нет, крупные хозяйства получают всевозможные субсидии, субвенции, дотации и беспроцентные займы, тем более что животноводство для них не является основным направлением деятельности. А вот мелким это оказалось не по карману, да и не по чину, – объяснил корреспонденту «Острова Свободы» Андрей Прошаков.
Еще одна проблема – посредники, которые продают товары мелких крестьян в образовательные и дошкольные учреждения втридорога.
– Буквально 10 лет назад ЛПХ и фермерские хозяйства могли напрямую продавать в хуторские школы, детские сады, больницы, интернаты свою сельхозпродукцию. Сегодня это позволено только крупным игрокам на этом рынке. В результате крестьяне сдают молоко, мясо, овощи и фрукты перекупщикам за бесценок, а те, в свою очередь, поставляют сельхозпродукцию в те же школы, но уже в разы дороже. А ведь при прежнем механизме на одних только молочных продуктах бюджет области мог экономить по миллиону рублей в день, а крестьяне имели бы гарантированный рынок сбыта и возможность развиваться, – рассказал Андрей Прошаков.
На сегодняшний день сельская местность становится не пригодной для жизни в современных реалиях. Там нет достойной медицинской помощи, не хватает учителей, нестабильный интернет и сотовая связь, продукты дороже, чем в городе, а в некоторых деревнях до сих пор нет газа. Люди уезжают, а крупные аграрии приобретают себе земли за бесценок.
Неурожай чиновники связывают с непогодой и дорогими удобрениями.
– Они говорят, что виноваты непогоды, отсутствие хороших семян, удобрений, рабочих рук... А на самом деле виной всему только их алчность.
Экспорт агропромышленной продукции из России с начала 2021 года увеличился на 21%. И на 28 ноября достиг 31,238 млрд долларов США.
Опустим, что мировые цены на зерно за год возросли на сопоставимые проценты. Даже не буду напоминать о Нидерландах, чьи земельные ресурсы в 2,5 раза меньше Краснодарского края, а экспортируют они в 4 раза больше сельхозпродукции, чем вся Россия.
Мы хвалимся, что удерживаем первое место по экспорту пшеницы. Это так. Но есть нюанс. С нами никто не соревнуется, – рассказал Прошаков.