Елена Шипипилова – старший преподаватель Волгоградского государственного социально-педагогического университета и помощник мамочек, которые столкнулись, пожалуй, с самым страшным, что может быть на свете – болезнью своего ребенка. Она учит родителей смело смотреть правде в глаза с понимаем, что его ребенок – просто ребенок. Возможно, требующий особого подхода, но в остальном ничем не отличающийся от всех остальных детей – у него тоже есть потенциал, способности и будущее. Возможно, чудесное, исключительное будущее!
– Елена Викторовна, как вы пришли в профессию?
– Лет в 12 я попала в логопедический кабинет своей тети. Это был необычный кабинет. Там стояло всего 6 столов с зеркалами, в шкафу очень много игрушек. А когда я в выпускном классе выбирала специальность в педагогическом институте (другие вузы мной не рассматривались, я с шестого класса хотела быть учителем), тетя прислала мне учебник по логопедии, что было большой редкостью. Мы тогда в семье пошутили, учебники есть, надо идти учиться на логопеда. После школы я подала документы в Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсесьева, там уже 7 год шел набор на дефектологический факультет, и с легкостью поступила на очень сложную специальность – Олигофренопедагогика (прим. автора: Олигофренопедагог – специалист по обучению и воспитанию детей с нарушением интеллектуального развития) с дополнительной специальностью «Логопедия». И если о логопедии я уже знала, то с олигофренопедагогикой предстояло познакомиться. Кстати, при поступлении меня не пугала возможность работать с детьми с нарушениями интеллектуального развития.
– Кто такой дефектолог в вашем понимании?
– Дефектолог… Это многопрофильный специалист, который должен знать нарушения психофизического развития, психолого-педагогические особенности детей с различными нарушениями. Он должен владеть приёмами, средствами и методами коррекционной работы, знать основные традиционные и новые технологические приёмы обучения детей. Дефектолог должен знать как педагог, врач, психолог… И немного больше!
– Какие задачи стоят перед этим специалистом?
– Прежде всего, дефектолог должен не зацикливаться на дефекте, а видеть в ребенке личность, его потенциальные возможности. А в своей практике деятельность учителя-дефектолога заключается в создании условий для развития и адаптации ребёнка в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальной компенсации отклоняющегося развития с помощью приемов и технологий.
– Что важно помнить родителям, дети которых имеют нарушения в развитии?
– Что они не одни! Родители не должны прятать голову в песок, стесняться своего ребенка, не должны не замечать каких-либо нарушений. В первую очередь, нужно обратиться к специалистам, и желательно своевременно, при малейшем подозрении каких-либо непохожестей на норму. Зачастую врачи констатируют, что ребенок развивается в рамках возрастной нормы, и родители успокаиваются, хотя опытный дефектолог может увидеть первые звоночки нарушений (те же девиации языка, которые приводят нарушениям звукопроизношения). Родителям важно помнить, что они первые, кто видят, как развивается малыш, и именно они должны забить тревогу, если что-то происходит не так. Зачастую к специалисту приходят очень поздно. Драгоценное время потеряно, а главное, ушел сензитивный период (когда ребёнок учится чему-либо очень легко). К сожалению, в школе компенсировать те или иные нарушения очень сложно. Чем раньше начнется работа специалистов, тем лучше будет результат.
– Скажите, наверняка бывают случаи, когда родители говорят: «Нет, мой ребёнок здоров, он прекрасен таким, какой есть. Мы лечить не будем». Какие после этого могут быть последствия, и чем страшна такая позиция родителей для ребёнка?
– Упущен благоприятный период для развития речи и познавательных процессов. В дошкольном возрасте всех всё устраивает. Но большие трудности могут ожидать в школе. При обучении письму и чтению, при усвоении школьной программы, при общении со сверстниками. В большинстве случаев этого можно избежать. В своей педагогической практике я часто встречаюсь с тем, что у первоклассников недостаточно развит словарный запас и связная, дети затрудняются классифицировать, обобщать. Это все может являться причиной школьной неупешности.
– Скажите, какой процент детей с особым развитием в последние годы приходится направлять к специалистам?
– Около 10-15. И к сожалению, наблюдается рост.
– Елена Викторовна, а есть какие-то возрастные рамки, когда ребёнка нужно вести к дефектологу?
– Это зависит от вида нарушения. Дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с психическими нарушениями – с раннего возраста. Если выявлен серьезный диагноз, то в раннем возрасте, в рамках превентивной дефектологии, где специалисты помогут определить сложность дефекта и его последствия. Проконсультируют маму, научат приемам работы. Традиционным же критерием является сформированность речи к трем годам.