Сегодня, 16 августа, внутриполитическая ситуация в Волгоградской области напоминает аэропорт в Кабуле – народ растерян, не знает, куда бежать, и при этом чего-то немножечко боится. А совсем рядом уже бродят злые бородачи.
Нужно признать: впервые за семь последних лет Волгоградская область погрузилась в политический хаос, аналогичный тому, что испытал регион в конце 2011 года, во времена губернатора Бровко. Вся система связей, договоренностей, противовесов, рухнула накануне важнейшего политического события – выборов в Государственную думу России.
Термин «горячие точки», в данной ситуации вообще не применим к Волгоградской области. У нас горящими стали не отдельные точки, а просто все! И сразу! Ну, не совсем сразу. Эти тлевшие угли протеста были очевидны и ранее, но ответственные лица из руководства области делали вид, что все хорошо и тупо прятали голову в песок, тщетно надеясь, авось, пронесет. Не пронесло!
В регионе полыхает, буквально, все. Начнем с масштабного антидорожного протеста, который развивается по своим правилам, а ответственные за противодействие таким вот вещам, даже элементарных, продуманных действий совершить не могут. Антидорожный протест со временем может превратиться в главную беду региона. Вместо работы с протестом в самом начале (год назад, когда был уже понятен смысл, планы и выявлены организаторы), чиновники привычно делали вид, что все у них под контролем, круче них только яйца, а выше их только горы. Однако на сегодняшний день дорожные протестанты делают с областными властями то, что даже в Камасутре не описано. Кроме того, волгоградский протест обрел наконец-то официальное лицо. Им стал депутат из команды губернатора, обидевшийся на региональную власть Александр Осипов. Это уже не шёпот на кухне, это полномасштабная информационная война.
Другая, не менее серьезная беда – завершение формирования антигубернаторской оппозиции в Волгоградской области. Местные жулики (простите, политики), начали активно готовить почву под губернаторские выборы 2024 года. Для Андрея Бочарова этот срок последний. Для того, чтобы выдвинуть своего кандидата, который продолжит существующую генеральную линию развития региона, Бочарову нужны стабильность и предсказуемость внутриполитической ситуации. То есть ему нужно то, чего нет!
Гарант политической стабильности любого российского региона, в нынешних условиях, это лично губернатор. Волгоградский губернатор Андрей Бочаров подвергается, в последнее время, многочисленным информационным атакам. Впрочем, справедливости ради, стоит заметить, что часть громких скандалов формируют сами близкие к губернатору люди, его коллеги и подчиненные. Достаточно вспомнить громкую историю, связанную с публичным скандалом одного из вице-губернаторов с ведомством всесильного министра обороны РФ Сергея Шойгу. Воевать с Шойгу, мягко говоря, неразумно. Это все равно, что писить против ветра. Но в Волгограде находятся люди, которые не понимают очевидных вещей, и не могут прогнозировать развитие той или иной ситуации.
Самое плохое в сегодняшней ситуации то, что атаками на губернатора и дорожным протестом в пойме дело не ограничивается. Вся вертикаль власти содрогается под ударами силовиков. Главы сельских районов понимают, что выполняя приказы областного центра, они остаются один на один с прокуратурой и Следственным комитетом. Воля сельских вождей парализована массой уголовных дел и абсолютно понятным перспективами усиления прокурорского контроля за их деятельностью. Тут надо выбирать: слепо выполнять все приказы не всегда умных чиновников областного уровня или же сесть в тюрьму. Впрочем, главы предпочтут другой вариант – итальянская забастовка. Это когда делаешь вид, что работаешь. Силовики внесли свой вклад в погружение властной вертикали в состояние растерянности и неопределенности. Точно так, как это было на выборах в Госдуму РФ в 2011 году. Но тогда всю региональную политическую систему буквой «зю» поставил один человек, генерал Музраев, сегодня, в ту же букву, власть загибает вся гвардия правоохранителей.
Кстати, говоря, о сельских районах, мы не должны забывать о втором по величине муниципалитете области – городе Волжском. Здесь давно назрела смена мэра, но региональные чиновники оттягивают это дело, пытаясь усадить в кресло градоначальника нужного человека. А поскольку кланов в области много, борьба за своего кандидата, продолжается вот уже год. В схватке сошлись так называемые, «михайловские» и новая бизнес-элита Волгограда. Пока ничья, в смысле, ничего хорошего. Волжский становится пороховой бочкой, которая может рвануть уже в этом сентябре, точно в день выборов.
Главный федеральный инспектор, представляющий всевидяще око администрации президента России, готов к тому, чтобы взять ход голосования на ближайших выборах под самый пристальный контроль. Вне всякого сомнения, малейшие скандальные ситуации (даже в режиме полушепота) станут известны в АП.
Император Наполеон, хорошо знавший свое дело, говорил, что битву выигрывает тот, у кого больше батальонов. Сегодня, батальонов больше у региональной власти. Но что это за войско? Это потенциальные мародеры, которые не способны и не хотят воевать за кого-либо, кроме самих себя и своих коростных интересов. Боевая ценность этих батальонов крайне низка. И жертвовать собой ради императора, ни не станут. «Король умер! Да здравствует король» - таков их жизненный принцип.