Профессор Алексей Буров, на своей странице в социальных сетях, размышлял о состоянии и перспективах общего образования.
Доктор наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Алексей Буров, ко всему перечисленному, является депутатом Волгоградской областной думы. Поэтому, его мнение особенно важно, поскольку он размышляет и как ученый, как педагог, и как государственный деятель.
- По последнему глобальному исследованию школьной успеваемости PISA-2022, в котором приняли участие в общей сложности 700 тыс. учащихся из 81 страны мира, стало ясно, что страны, которые стараются не перегружать своих учеников, сталкиваются с падением уровня научных и инженерных знаний.
Это вызывает серьезные опасения, поскольку мир становится все сложнее, а школьникам необходимы навыки и знания для успешной адаптации. PISA проводит тестирование 15-летних учащихся в различных странах мира. Там много параметров, но три основные большие группы — это знания и навыки в математике, естественных науках и способности читать и понимать прочитанное, то есть в работе с информацией. Результаты PISA выпускаются каждые 3 года, начиная с 2000 года.
Как всегда, результаты этого исследования вызвали оживленную дискуссию, так как подтвердили тенденцию к преобладанию азиатских стран в первой десятке лидеров по основным компетенциям. В 2022 году в пятерку лучших стран вошли Сингапур, Макао (Китай), Китайский Тайбэй, Гонконг (Китай) и Япония. В западных странах выделяются Швейцария, Канада и Эстония. Однако Германия, которая ранее славилась своей инженерной школой, не попадает в десятку уже много лет. Удручающая ситуация также наблюдается в отношении Финляндии и Швеции, у них стабильное снижение результатов в течение последних 10 лет. Вообще наблюдается резкое снижение средних показателей результатов стран-участниц исследования PISA 2022 по сравнению с предыдущим периодом.
Несмотря на то, что Россия не участвовала в этом году в исследовании PISA, показатели за предыдущие годы по количеству баллов, набираемому школьниками в каждом цикле, растут, но все еще остаются в третьем и четвертом десятке. Это указывает на то, что мы также сталкиваемся с вызовами в области образования.
Большинство стран старается избегать перегрузки школьников информацией, боясь, что это может негативно сказаться на их психологическом состоянии. Однако если мы не предоставим детям достаточно знаний и навыков, они могут оказаться неподготовленными к сложностям взрослой жизни и неспособными справиться с вызовами будущего. Для успешного развития детей необходимо балансировать объем информации с подходящими методами обучения, а также создавать стимулы для исследования и развития у них интереса к учебным предметам, - уверен профессор и депутат Алексей Буров.