Причин, по которым Ахтуба мелеет и хиреет, несколько. Первая — это Волжская ГЭС. Точнее, некоторые недочеты, допущенные при ее строительстве. Участок русла реки в месте ответвления был перекрыт левобережной плотиной гидроэлектростанции и шлюзами, а для подачи воды в реку в нижнем бьефе Волжской ГЭС был устроен Волго-Ахтубинский канал.
— Создание гидротехнического сооружения с разным уровнем воды — верхнего и нижнего бьефа — и ускорением тока воды на сбросе ГЭС, привело к тому, что уровень Волги стал постепенно понижаться и его геодезическая отметка сейчас находится ниже уровня Ахтубы. Кроме того, банально изменился климат. Все это привело к тому, что Ахтуба в черте Волжского стала мелеть особенно интенсивно. Последствия — снижение скорости течения. Его стало недостаточно, чтобы гнать песок, илистые донные отложения, мусор. Проблемы копились, как снежный ком… — поделился Олен Савченко.
Расчистка в последний раз проводилась сорок лет назад, аж в 1981 году. Работы по дноуглублению и расчистке русла Ахтубы от моста на остров Зелёный до истока из Волги, протяженностью 9,8 километров, могут существенно улучшить ситуацию. Что касается принципиальных изменений — это строительство обводного канала из Волгоградского водохранилища в Ахтубу.
— Гарантирую инвестиции в доработку проекта. Начнём с изыскательских работ, затем будет проект, а затем уже совместными усилиями добьемся его включения в нацпроект «Экология», чтобы в 2022 году постараться начать работы на Ахтубе, — обещал Савченко.