«Ребенок – важная часть жизни, но не вся жизнь»: волгоградок научат смотреть на материнство без призмы стереотипов

3 минуты
«Ребенок – важная часть жизни, но не вся жизнь»: волгоградок научат смотреть на материнство без призмы стереотипов
В Волгограде запущен проект «Ясли-сад для особой мамы», воплощенный в жизнь с использованием гранта президента Российской Федерации, представленного Фондом президентских грантов.

Мамам особенных деток обещают помочь не только с детьми, но и с собственными чувствами и ощущениями. О том, какое значение они имеют для ребенка, рассказал эксперт проекта Ирина Касимова – опытный психолог, карьерный тренер, HR и преподаватель курсов по развитию навыков Soft Skills.

– Как маме особого ребенка справиться со стрессом?
– Нужно уметь держать фокус на двух важных точках.
Во-первых, на смысле своей собственной жизни. Смысл поможет «удержаться на плаву» в текучке и рутине ежедневных дел. Осознавать, что особый ребенок – это важная часть жизни мамы… Но не вся жизнь. Есть еще её собственные интересы. А если по каким-то причинам этих интересов нет, то срочно их нужно найти или придумать. Для чего? Чтобы переключаться. Чтобы чувствовать себя, свои собственные потребности и желания. Без оглядки на других членов семьи.
Во-вторых, на планировании своего времени (тайм-менеджмент). Так, чтобы хватало время на занятия с ребенком, на другие дела семьи, на работу. И (что важно!) на себя. Прежде всего на полноценный отдых и расслабление. Расслаблению помогут осознанное дыхание, занятия йогой, сон, прогулки «с самой собой». Необходимо давать себе передышку и позаботиться о себе.

– Как почувствовать первые признаки эмоционального выгорания?
Признаки синдрома эмоционального выгорания можно разделить на три группы: физическое и моральное истощение и комплекс неуспешности, неполноценности. Эти признаки усугубляются по мере накопления стресса.
Важно понимать, что синдром эмоционального выгорания – это не простуда, и сам по себе не пройдет.
Перечислю основные признаки выгорания: нарушение сна, чувство тревоги, проблемы с аппетитом, постоянная усталость (состояние «разбитости»), проблемы со здоровьем, повышенная раздражительность, чувство апатии и отрешенности. Как только вы зафиксировали один и более признаков, обязательно обращайтесь к квалифицированным специалистам: психологам, врачам. Они знают, как вам помочь.

– Можно ли влиять на поведение особого ребенка? И как это сделать?
– Мама может и должна влиять на поведение ребенка. Таким образом она будет управлять не только поведением, но и эмоциями ребенка. Это поможет сделать отношения «мама-ребенок» более гармоничными, а отношения «ребенок-другие» более предсказуемыми.
Мама, пожалуй, как никто другой, понимает состояния своего ребенка с самого рождения, его желания, интересы. Чтобы правильно и осознанно влиять на поведение особого ребенка, необходимо два основных фактора. Первый – осведомленность о том, что происходит с ребенком. Об этом маму информируют специалисты. Второй – уверенное поведение самой мамы и баланс ее эмоционального состояния.
Если первое во многом зависит от других людей, то второе – от мамы. Голос (тембр, темп, интонация), выражение лица, прикосновения, жесты – те инструменты, которыми можно виртуозно пользоваться и помогать своему ребенку.
А детально, конкретными упражнениями и реальными случаями из практики мы будем делиться с мамами особых детей на нашем проекте «Ясли-сад для особой мамы».

Справка «Острова Свободы»
Касимова Ирина Александровна – автор и преподаватель курсов по развитию навыков Soft Skills (гибкие навыки), опытный психолог и карьерный тренер, эксперт в области управления персоналом (HR). Более 18 лет ведет занятия по саморазвитию.
Окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «психолого-социальная работа». Победитель Конкурса им.Выготского (Рыбаков фонд) с проектом «Безопасное поведение в опасной ситуации». Автор курса «Личная безопасность» совместно с Уральским федеральным университетом (УрФУ) для федеральной платформы «Открытое образование» (openedu.ru).
Регулярно выступает спикером на конференциях, форумах. Для образовательных организаций разрабатывает образовательные программы по стресс- и тайм-менеджменту, управлению конфликтами, проводит обучение педагогов и родителей.

Фото: aneks.center/images/team/kasimova_ia

Читайте также