В Волгограде вспоминают первого губернатора Ивана Шабунина

11 минут
В Волгограде вспоминают первого губернатора Ивана Шабунина

Сегодня, 9 октября, на доме на улице Чуйкова, где, когда то жил первый губернатор Волгоградской области Иван Шабунин, открывают памятную доску.

Это событие хороший повод еще раз вспомнить о том, каким человеком был Иван Петрович Шабунин. Лучше всего об этом смог бы рассказать сам легендарный губернатор. И это возможно! Дело в том, что четыре интервью Ивана Шабунина были включены в недавно вышедшую книгу «Свой взгляд». Люди, политика власть.34-й регион на стыке веков», известного волгоградского журналиста Ефима Шустермана. С разрешения автора «Остров Свободы», полностью сохранив оригинальный текст, публикует сегодня интервью с первым губернатором Иваном Петровичем Шабуниным.

 

ИВАН ШАБУНИН: «БЕДА ОБЛАСТИ — В ОТСУТСТВИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ»…

В предстоящую субботу в Триумфальном зале музея-панорамы «Сталинградская битва пройдет церемония вручения знака «Почетный гражданин города-героя Волгограда». В нынешнем году этого звания удостоен экс-губернатор области, а ныне советник мэра Иван Шабунин.

Поздравления главного редактора газеты «ИНТЕР» Ефима Шустермана экс-губернатор принял сдержанно, а вот первый вопрос его, похоже, зацепил.

Петрович, будучи представителем от депутатского корпуса в комиссии по присвоению звания «Почетный гражданин области», я очень удивился, не увидев в недавно представленном списке кандидатур вашего имени. Ведь для региона вы сделали не в пример больше, чем для города?

— Меня, — признался Иван Шабунин, — это тоже немного задевает. Почему, допустим, тот же Владимир Ильич Калашников, который, не спорю, немало сделал для области, но прожил в ней всего-то пять лет, Почетный гражданин области, а я который отдал ей всю жизнь — нет? Впрочем, стоит ли сегодня это ворошить?

— И все-таки: почему вас не внесли в этот список?

— Да они же близко не пустят меня туда!

— Кто это: «они»?

— Та же Апарина, тот же Максюта.

А вы почему соединяете их имена вместе? Что, разве Апарина руководит сегодня областью?

— На мой взгляд, во многом именно она. Губернатор, как я считаю, стал марионеткой, человеком без убеждений, собственной позиции. Не удивлюсь, если он, чтобы сохранить власть, выйдет из коммунистов и вступит в «Единую Россию».

В суд подаст Николай Кириллович за такие слова и на вас, и на нас.

— Ну, не пишите об этом.

Почему же? Это ваше мнение, и мы его изложим. Иван Петрович, а как вы, с точки зрения экс-губернатора, оцениваете нынешнее экономическое положение области?

— Так ведь, отвечая на вопрос, опять придется затронуть губернатора нынешнего. Вот он сегодня оправдывается: как все живут, так и мы — что вы с меня требуете? Нет, ты, Максюта, лукавишь! Помнишь, Ефим Михайлович, когда ты в начале 90-х был депутатом областного Совета народных депутатов, а я — главой администрации области, вы давали исполнительной власти задание получить в доходную часть бюджета 3 млрд 100 млн руб.? Никто не верил, что мы эту сумму выполним. А мы сколько собрали? На сто миллионов больше. И хотя ты меня давил, и бузотерил на заседаниях по поводу исполнения бюджета, нарушений вы, депутаты, не нашли: статьи расходов были исполнены точно.

Но ведь не попусту, Иван Петрович, как вы выражаетесь, «бузотерил». Немало того, о чем я тогда говорил, впоследствии сбылось...

— Да, должен признать, что это так.

К тому же, на мой взгляд, не будь конструктивной критики со стороны депутатов, которой вы, нужно отдать вам должное, были (не в пример нынешней исполнительной власти) восприимчивы, еще неизвестно, как сложилась бы в те годы экономическая ситуация в регионе.

— Так вот, если переложить те цифры на наши дни, бюджет 2005 г. должен, по идее, составлять свыше 30 млрд руб. А он чуть больше 18 млрд. Это называется: приехали. А ведь эту арифметику хорошо знаю.

Такое впечатление, что вы областных газет не читаете. Там черным по белому написано: область на подъеме...

— Читаю я газеты. Только беда в том, что для большинства из них, как и для губернатора, цифры — пустой звук. Та же «Волгоградская правда» как о достижении пишет: знаете ли вы, что в области проложили 14 км дорог с твердым покрытием? Я это вижу и расстраиваюсь: мы по 600 км прокладывали. Если случалось 500, то ругали меня, а я ругал своих замов. Дороги, газ — это святое дело. А нынешняя администрация занимается все больше тем, что перерезает ленточки. Вот как-то прошла информация: в Чернышки провели газ. Да его до хутора только довели: половина жителей газом пользуется, а другой он не по карману. Но об этом молчок.

— А дефицит бюджета — это, на ваш взгляд, большая беда?

— Если при этом отсутствует стратегия развития — беда.

Так что, у области, по-вашему, нет будущего?

— Ну почему сразу: нет будущего? Есть. Только его нужно стратегически выстраивать. У нынешней губернаторской команды я этой стратегии не просматриваю. Сейчас много говорят о том, что область чуть ли не впереди планеты всей по инвестициям, вот даже широкомасштабный инвестиционный форум собираются проводить. Но что собой представляют в качественном отношении инвесторы, которые пока приходят в наш регион? По большей части — это шпана от экономики.

Эти рассуждения не из разряда: вот раньше было..., а сейчас?..

— Я с этой колокольни на жизнь никогда не смотрел и не смотрю. Хотя в октябре мне исполняется уже 70 лет.

Этот временной рубеж вы ощущаете физически? Или определяете особым восприятием жизни? Или как время, когда можно подводить итоги, заниматься аналитикой?

— Возраст, он, конечно, чувствуется. Я, знаете ли, уже лет тридцать ежедневно гуляю по набережной. Так сейчас иногда приходится останавливаться, чтобы перевести дух. Но огорчает другое: больно сегодня смотреть на то, что происходит в области, и особенно — в селе.

Иван Петрович, мы все о регионе, а ведь вы в свое время были первым заместителем секретаря СНГ, штаб-квартира которого находится в Минске?

— На этот пост меня назначили после того, как я не был избран губернатором области. Вообще-то, меня хотели направить послом от ОБСЕ в Брюссель, но я напросился в Белоруссию: она была мне ближе.

— Часто вам приходилось общаться с президентом республики Александром Лукашенко? Как вы оцениваете этого политика?

— На мой взгляд, он один из руководителей стран бывшего СССР реализовал девиз: нам нужна не сотня миллионеров, а миллионы собственников. Хотя прозвучал этот девиз впервые в России и обозначил в начале 90-х одну из стратегических задач изменения форм собственности. Благодаря этому сегодняшняя Белоруссия перешагнула экономические показатели рубежа 90-х: ее предприятия производят больше продукции, чем в те годы. Российские же до этого барьера пока не допрыгнули.

Здесь я бы с вами не согласился. Не так, на мой взгляд, все безоблачно в белорусской экономике. Не так все гладко и с политической составляющей, свободой слова. Иначе, почему вся европейская общественность настроена против «батьки»?

— Дело в том, что его действия с самого начала извращенно преподносились в СМИ.

Что ж, обвинять СМИ — это сейчас модно. Скажите, как вам видится будущее российско-белорусского союза? И будет ли образовано общее государство?

— Трудно сказать. Но судите сами: четырнадцать лет прошло в разговорах, а ратифицировано за это время только пятьдесят из тысячи принятых соглашений. Да и то незначительные.

— И какие же шаги предпримет, на ваш взгляд, Белоруссия? Пойдет в Европу?

— Не думаю. Впрочем, это вопросы, скорее, к политологам.

— Иван Петрович, вам не сложно разделить свою жизнь на определенные этапы и выделить самый, на ваш взгляд, успешный?

— Лучший период моей жизни пришелся на 1975—85 гг., когда я работал первым заместителем председателя облисполкома.

Чем они были отмечены?

— Это было время, когда формировался мой авторитет. Хотя и нападок на меня было много, и записочки в соответствующие органы поступали. Вносились даже предложения исключить меня из партии.

А что это значило по тем временам?

— Да это все: крест бы на мне поставили.

А вы считаете, это нормально, что группа людей, облеченных исключительно партийной властью, могла вот таким образом распорядиться судьбой человека?

— Ну, что ты, Ефим Михайлович, меня провоцируешь?! Я много чего ненормального могу рассказать о тех временах. И брежневских, и хрущевских, и, тем более, сталинских.

А сегодня-то вон сколько апологетов сталинизма развелось... И памятники вождю устанавливать собираются, и город переименовывать. Пожалуй, в нашей области только «ИНТЕР» и выступил активно против этих идей. С чего, вдруг, по-вашему, такая любовь?

— На мой взгляд, речь идет всего лишь о некорректно представленном общественном мнении. Мы не слышим сегодня людей, которые на дух не переносят этого человека. Их сгноили, они остались там, в прошлом, и не написали своих мемуаров. А в наши дни по большей части говорят те, кто способствовал его репрессиям или осуществлял их, и потому выжил. Они получили доступ к печати и опубликовали книги, как тот же г-н Карпов. Его трактат, во-первых, написан плохо, а во-вторых, он же врет там на каждом шагу! Я бы так сказал: если кто-то хочет разобраться в личности Сталина, пусть почитает книгу Константина Симонова «Сталин глазами моего поколения». Это действительно крик души, который он все-таки выплеснул в конце своей жизни. И если мы услышим эту исповедь, под которой могли бы подписаться миллионы, по-другому будем воспринимать попытки обелить этого диктатора.

Иван Петрович, так ведь это не отдельные личности хлопочут, а руководители КПРФ, среди которых г-н Зюганов, столь «любимая» вами г-жа Апарина. Они же этот проект делают сегодня идеологическим стержнем партии.

— Не нужно сбрасывать со счетов, что это в определенной степени политическая «дразнилка». А вообще нынешние апологеты сталинизма начисто отметают тот факт, что в их кумире в одном лице соединились и зверь, и гений, и злодей. И ведь опубликованы уже архивы, в которых хранились «расстрельные» листы, подписанные его собственной рукой, в каждом из которых по сто с лишним фамилий. И ясно, кажется, что изверг...

А у вас нет ли в роду репрессированных, Иван Петрович?

— Да нет, это не личное. Скорее, результат долгих раздумий. Я вообще придерживаюсь правила: не сотвори себе кумира.

Но были, наверное, люди, которые служили вам примером, на чьем опыте вы учились, чьим советом и мнением дорожили?

— Конечно.

И кто же это?

— Прежде всего я бы назвал Леонида Сергеевича Куличенко и Владимира Ивановича Калашникова. Оба в свое время были первыми секретарями обкома КПСС.

Все-таки бредите коммунистами?

— Да не в этом дело! Эти люди, в отличие от большинства сегодняшних политиков, были личностями, и мелко никогда не плавали. Мне от них, конечно, (хотя и не всегда по заслугам) доставалось, и они, разумеется, иногда ошибались — не без этого. Но стратегию выстраивать умели.

Это по принципу: да, были люди в наше время... А как же нынешнее племя? Вот сегодня вы — советник мэра. Как, с точки зрения приложения опыта и сил, воспринимает Евгений Ищенко ваши советы?

— Должен сказать, что я не ожидал встретить в нем такого благодарного слушателя. Он очень много расспрашивает, многим интересуется. И это идет ему на пользу. В частности, ни на одной из встреч с сельскими жителями мне не приходилось стать свидетелем «прокола» с его стороны в сельскохозяйственных вопросах. У Евгения Ищенко на фоне преимущественно бедного населения области одно уязвимое место: он богатый человек. Как-то во время предвыборной кампании на должность губернатора — на одной из встреч в сельском районе — ему задали вопрос о размере его дохода. И он честно ответил: сорок миллионов рублей. Но ведь не врет же, не скрывает! Значит, он открыт, а среди людей его поколения это не часто встречается.

Предвижу, что у части читателей может возникнуть вопрос: не потому ли Ивану Шабунину присвоили звание «Почетный гражданин Волгограда», что он столь снисходителен к мэру?

— Нет, далеко не снисходителен. Я критикую его часто и жестко. Правда, Евгений Петрович не во всем со мной соглашается. Но, думаю, со временем он меня поймет. А впрочем... может быть, и я не во всём прав…


(«Интер»№35(655)9 сентября 2005 года)

Читайте также